31.08.2021
Россияне не верят, что бензин подешевеет
Минэнерго и ФАС рекомендовали временно увеличить продажи бензина и дизтоплива на бирже, как это скажется на розничных ценах? Исследование экспертов аналитического агентства Автостат и издания За рулём, в котором участвовало более 1,2 тыс. человек, показало, что подавляющее большинство из них не верит в то, что автопливо подешевеет.
Оказалось, что 84,5% участников исследования не верят в возможное снижение цен, ведь «обычно они только растут». Считают, что цены на бензин и дизтопливо могут снизиться лишь 7,8% респондентов, а 7,7% готовы следить за возможным развитием событий.
Руководитель пресс-службы агентства Автостат Азат Тимерханов напомнил, что в 2009 г. в разгар первого кризиса цены на бензин в стране падали, причем довольно существенно — на 20-25%. Тогда это было хоть какой-то приятной мелочью на фоне невыплат зарплат, сокращений персонала… По мере восстановления экономики цены на бензин стали расти и в 2010 г. уже вернулись на прежний уровень. С тех пор они так и растут с незначительными корректировками в сторону снижения, но это в памяти не отложилось.
Сам Тимерханов в заметное снижение цен не верит, поскольку в России почти все товары дорожают. Но ему очень бы хотелось ошибаться!
По словам главного редактора журнала За рулем Максима Кадакова, действия, которые сейчас предпринимают минэнерго и правительство, реально ни к чему не приведут. Все эти уговоры нефтяников удержать цены — всего лишь уговоры. Правительство не пойдёт на радикальные меры, потому что экспорт бензина даёт серьёзные поступления в бюджет, поскольку мы находимся в мировом пространстве, а в мире в целом цены на автотопливо намного выше, чем в России.
Вся эта шумиха — заявления, предложения, борьба топливных союзов с минэнерго и т. д. — направлена на то, чтобы удержаться в рамках инфляции. Цены на автотопливо всё равно будут расти, но россиянам будут говорить, что выросли они в рамках инфляции. В цене литра 95-го бензина «зашито» до 70% налогов всех видов, от налогов на добычу полезных ископаемых до НДС. Мы платим, грубо говоря, 50 руб. за литр, из них 35 идёт в казну в виде налогов, и только 15 руб. – собственно за бензин: добычу нефти, переработку, доставку топлива и продажу. Государство, естественно, от «своих» денег не откажется.
В лучшем случае от этой активности минэнерго и встреч с производителями можно ожидать некоторого затишья с ценами. Если и произойдет снижение в рознице, автомобилисты его практически не заметят: оно будет на уровне колебаний разницы нынешних цен от АЗС к АЗС: где-то 49,8 руб. за литр, где-то 50 руб. ровно. А завтра эти 49,8 руб. превратятся в 50 руб. и т. д., считает Кадаков.