20.04.2022
Владимир Щербаков: из-за санкций Автотор втрое сократил производство
Бывший первый зам председателя правительства СССР Владимир Щербаков создал компанию Автотор в 1994 г. Спустя 3 г. в Калининградской области стартовала отвёрточная сборка иномарок. В прошлом году Автотор выпустил 177 тыс. Хендэ, Киа и БМВ и объявил о расширении производства и увеличении инвестиций в создание новых мощностей до 32 млрд руб. Однако, события на Украине ввели свои коррективы в эти планы.
БМВ прекратил сборку автомобилей на Автоторе, начались сбои с поставками автокомплектов из Кореи, предприятие втрое сократило производство и стало работать в убыток. Владимир Щербаков рассказал журналистам Форбс, как сегодня его компания выживаает в условиях санкций в полностью окруженном границами ЕС российском регионе.
По словам Щербакова, санкции закрывают для российских перевозчиков европейские границы и морские порты. Завод работает, но ситуация очень сложная. Сломана вся логистика перевозок, что создает трудности с получением компонентов. Один из крупнейших в мире контейнерных операторов Maersk отказался возить грузы в Калининградский порт: довозит их до какой-нибудь европейской страны, а дальше надо везти своим автотранспортом. Но ЕС вводит новые ограничения и запрещает российским автоперевозчикам работать в Европе.
Основные грузы Автотор доставлял из корейского Пусана морем до немецкого Бремерхафена, оттуда после перегрузки морем в Калининград. Сейчас стоимость перевозки стала невыносимой. Если раньше доставка контейнера из Пусана в Калининград стоила $4 тыс. 450, то сейчас — $20-25 тыс., пояснил Щербаков.
Какое-то количество контейнеров с комплектами удалось получить, так что на май Автотор работой обеспечен. При этом почти все в поставке для машины есть, а электронной платы, к примеру, не хватает. Она давно уже производится в Китае или Корее, но регуляторы начинают подозревать в ней американские корни. Из-за этого правительство Кореи не дает согласие на работу с таким компонентом, пока не будет получено разрешение США. По мере поступления этих плат машины доукомплектовываются и отправляются дистрибьюторам.
Раньше на Автоторе впускали 900 машин в сутки, сейчас – лишь 300 шт. Предприятие работает в убыток, но сокращать персонал пока не планирует, пояснил Щербаков.
Он напомнил, что Автотор производит почти 50% товарной продукции Калининградской области, платит огромные налоги и обеспечивал 80% загрузки морских портов, когда работал на полную мощность. Сейчас вместе с заводом просели порт, железная дорога, и 300 компаний, которые работали на Автотор.
Только на оплату сотрудникам Автотору требуется примерно 300-350 млн руб. в месяц. Компания заключила СПИК с минпромторгом России и правительством Калининградской области и обязалась вложить не менее 12 млрд руб. в локализацию производства, создание инжинирингового, учебного и IT-центра. СПИК гарантирует компании не ухудшение условий ведения бизнеса на срок контракта и налоговые льготы в обмен на обязательства по локализации.
В сентябре 2021 г. подписано дополнение к СПИК, по которому Автотор увеличивает инвестиции на 20 млрд руб. в создание производства электромобилей и автокомпонентов.
А 1 марта 2022 г. БМВ приостановил поставки на российский рынок и локальное производство автомобилей в Калининграде. Люди, работавшие на БМВ, пока заняты на строительстве нового производства, монтаже оборудования и его ремонте. Инженерно-техническим работникам руководство предприятия вынуждено задержать индексацию зарплаты, рабочим её уже провели.
На Автоторе сегодня трудятся 3,5 тыс. кадровых сотрудников, ещё есть работающие по трудовым договорам. Компания в ответе и за тех, кто работает на неё в др. компаниях. Последние 5 лет Автотор системно передавал часть работ на аутсорсинг, в новые компании перешла почти тысяча человек: логистики, комплектовщики, компании, которые производят для ТС пластмассовые изделия, выхлопные трубы, сиденья. Если не будет этих людей, то не будет и автомобиля. Комплекты на производство привозят из порта частные компании, им сейчас ЕС закрыли, закроются эти компании, и Автотор потеряет логистику с наработанными технологиями и стандартами. Уйдут эти люди, и автопроизводителю придётся часами искать свои контейнеры в порту.
В 2021 г. на российском рынке было продано 167 тыс. 330 автомобилей Хендэ, 205 тыс. 800 Киа и выпущено более 12 тыс БМВ.