13.03.2024
Эксперт: импорт Voyah, Tank, Li Auto в Россию скоро заметно сократится
В 2024 г. китайские автомобили заняли более половины российского рынка. Треть из них была импортирована в страну, заметная часть – через параллельный импорт. Но со 2 квартала этого года ситуация может кардинально измениться, считает доцент Московского Политеха Анатолий Фиронов.
Эксперт пояснил, что удорожание поставок с введением нового утилизационного сбора приведёт к укреплению позиций Chery, Changan, Exceed, Geely, Haval, JAC, Jetour, Omoda, FAW, Great Wall, представленных в России через авторизованные дилерские сети. Но импорт Voyah, Tank, Li Auto и др. существенно сократится. При этом спрос россиян на эксклюзивные модели Dongfeng Mengshi M-Hero 917, Zeekr 001 FR, HiPhi X, Z, BYD Yangwang U8 и Hongqi LS7 вряд ли изменится.
По прогнозу Фиронова, из-за роста цен объёмы параллельного импорта снизятся на 30-40%, что должно подталкивать китайские компании к локализации производства в России. Местная сборка позволит снизить себестоимость машин, что приведёт к их удешевлению для конечных потребителей и, соответственно, росту продаж.
Эксперт ожидает в ближайшем будущем значительные изменения в структуре продаж в России и составе игроков. Укрепление позиций китайских брендов с локализованным производством и снижение параллельного импорта будут определять развитие отрасли не только в этом году, но и далее.
Напомним, по данным Автостата Инфо, в январе соотечественники купили легковых автомобилей на 240 млрд руб., и 70% из них потрачено на китайцев. Больше всех заработала за месяц на российском авторынке китайская компания Geely (32 млрд руб.). В топ-10 вошли ещё Лада и Chery (по 26 млрд руб), Haval (25 млрд), Li Xiang (15 млрд), Changan и Exeed ( по 13 млрд), Tank (9 млрд), Omoda (8 млрд) и Mercedes-Benz (7 млрд).
К слову, по мнению президента США Джо Байдена, экспансия Китая на американский авторынок угрожает не только автопрому его страны, но и национальной безопасности. Ведь китайские электрокары могут собирать конфиденциальную информацию о гражданах и критически важных объектах инфраструктуры и передавать её в Пекин. Байден поручил министерству торговли США провести тщательное расследование, после чего ожидается сокращение импорта в страну машин дешевле $11 тыс. (1 млн руб.).