Оценивая тенденции социально-экономического развития России и изменения, происходящие на рынке легковых автомобилей за последние годы можно прогнозировать следующую динамику его развития. Количество продаваемых на территории России автомобилей будет увеличиваться примено на 5-6% в год. При этом внутри сегментов авторынка (отечественные марки, новые и подержанные иномарки) будут происходить достаточно серьезные изменения.
Прежде всего, продажи новых иномарок продолжат стремительно расти. Прирост этого сегмента рынка в 2004 году эксперты LADAONLINE прогнозируют на уровне 70%, в 2005 году – 50%, в 2006 году - 30%. Новые иномарки будут замещать сектор подержанных иномарок и частично - сектор новых отечественных автомобилей.
Объем продаж новых отечественных автомобилей, которые выпускаются сейчас («Волга», «УАЗ», «Иж», вазовские семейства «классики», «Самары» и «2110») с 2005 года начнет снижаться. Среди новых семейств отечественных автомобилей массового спроса шанс занять приличную долю рынка (100-150 тыс. шт. в год) существует только у «Калины». Возможно, АВТОВАЗу совместно с Волго-Камской ФПГ, ЗМА и СеАЗом в ближайшие 2-3 года удасться вывести на рынок модель 1121 «Ока-2», которая заменит нанешнюю модель 1111 «Ока». Поставить на конвейер другой автомобиль, на новой отечественной платформе вероятно уже не удастся ни одному заводу.
При этом практически все предприятия ориентированы сейчас на сборку иномарок. И такие производства в России будут расти и развиваться. Объем сегмента иномарок собранных в России в 2004-2006 годах может расти на 100% в год. К 2006 году этот сегмент станет одним из самых конкурентно-насыщенных. «Ford» из Всеволожска, «Renault» из Москвы, «Hyundai» из Таганрога, «Kia» из Калининграда, Ижевска и возможно из Сызрани, «Chevrolet» (в т.ч. легковые) из Тольятти – это уже реальность. Возможно, в 2005-2006 годах на сборку своих автомобилей в России решатся «Volkswagen», «Toyota» и другие производители.
Финансовая емкость рынка (оцениваемая в рублях) в 2004 году может увеличиться на 15-20%, в 2005-м году в году на 12-16%, а 2006 году на 10-14%. Снижение темпов прироста емкости рынка будет связано со снижением уровня инфляции в стране. Рост цен на автомобили ВАЗ и другие российские автомобили в ближайшие 2-3 года будет находиться в среднем на уровне 10-12% в год, и сохранится тенденция перераспределения спроса и предложения в сторону более дорогих российских моделей. Соответственно будут расти и расчетные средние цены в этих сегментах рынка. Так согласно прогнозу экспертов LADAONLINE к 2006 году средневзвешенная цена на автомобили ВАЗ поднимется до $7300-7500, а на другие российские автомобили до $5500-5600.
В связи со значительным увеличением доли продаж недорогих машин иностранного производства ($12-15 тыс.), средневзвешенная цена на новые иномарки будет снижаться. И к 2006 году с нынешних $19,5-21,5 тыс. опустится до уровня $17-18 тыс. а объем продаж новых иномарок вырастет до 650-700 тысяч штук. Сегмент подержанных иномарок будет сужаться, а цены продолжат свой рост. При сохранении текущих тенденций в мировой и российской макроэкономике, общая емкость российского авторынка в 2006 году может составить около 1,7 млн. автомобилей, что будет соответсвовать примерно 20 млрд. долларов, против нынешних 13 млрд. долларов.
С подробной статистикой и аналитикой продаж легковых автомобилей в России можно будет ознакомиться в справочном издании
«Автомобильный рынок России - 2004», которое на днях выйдет из печати под редакцией издательства
«Семь Верст».
Сергей Целиков