18. 08. 2011
Национальное рейтинговое агентство присвоило ОАО ГАЗ – основному юридическому лицу группы ГАЗ, консолидирующему финансовые результаты холдинга по МСФО – индивидуальный рейтинг кредитоспособности на уровне «А-» (высокая кредитоспособность, третий уровень).
«Присвоенный рейтинг отражает лидерские позиции группы ГАЗ на рынке коммерческого транспорта в России, хорошие операционные и финансовые результаты, достигнутые по итогам 2010 года, свидетельствующие о постепенном выходе на докризисный уровень. Улучшение ситуации на российском авторынке, подписание ряда перспективных контрактов с зарубежными партнерами, а также заявленная менеджментом стратегия сохранения эффективности бизнеса и снижения долговой нагрузки позволяет предполагать сохранение динамики роста и в текущем году. Агентство также отмечает высокий уровень корпоративного управления и информационной прозрачности, эффективный менеджмент, стратегическую значимость компании и активное партнерство с государством», – комментирует Татьяна Пушняк, старший аналитик «Национального рейтингового агентства».
Группа ГАЗ – один из крупнейших автомобилестроительных холдингов России, в который входят ОАО ГАЗ, 18 автомобилестроительных предприятий в России, сбытовые и сервисные структуры. ОАО ГАЗ является материнской компанией и центром консолидации финансовых результатов группы ГАЗ. Штаб-квартира компании расположена в Нижнем Новгороде. Группа ГАЗ основана в 2005 году в результате реструктуризации производственных активов ОАО «Руспромавто», существовавшего с 2001 года. Основным акционером ОАО ГАЗ является машиностроительный холдинг «Русские машины», созданный в 2005 году на базе машиностроительных активов, входящих в группу компаний «Базовый Элемент».
В продуктовую линейку группы ГАЗ входят легкие коммерческие автомобили, легковые и грузовые автомобили, автобусы, дорожно-строительная техника, бензиновые и дизельные двигатели и трансмиссии, автомобильные комплектующие, а также запчасти. Доля компании (в штуках) на российском рынке по итогам 2010 года в сегменте легких коммерческих автомобилей составила 45,5%, в сегменте полноприводных большегрузных автомобилей – 46%, в сегменте автобусов – 70%, в сегменте автогрейдеров – 61%, в сегменте колесных экскаваторов – 44%, и на рынке силовых агрегатов – 49%, а также группа ГАЗ является одной из крупнейших на российском автокомпонентном рынке.
По итогам 2010 года операционные и финансовые результаты группы демонстрируют уверенное улучшение. Восстановление спроса на коммерческий транспорт благоприятно отразилось на показателях операционной деятельности – по сравнению с 2009 годом компания увеличила объемы продаж во всех сегментах. Продажи в штуках легких коммерческих автомобилей увеличились на 49%, продажи средних грузовиков выросли на 72%, продажи большегрузных автомобилей выросли на 49%, автобусов – на 8%, строительно-дорожной техники – на 21%, силовых агрегатов – почти на 90% (включая внутригрупповые поставки), сторонняя выручка автокомпонентов выросла на 67%. Рост продаж вместе с эффективным контролем над издержками способствовали росту ключевых финансовых показателей по МСФО: выручка по итогам 2010 года возросла на 47% до 96,7 млрд руб., показатель EBITDA составил 9,3 млрд руб., рентабельность EBITDA достигла 9,7% по сравнению с отрицательной рентабельностью годом ранее. Чистая прибыль составила 2,1 млрд руб.
Факторами, ограничивающими уровень рейтинга, являются накопленные убытки и значительный объем долга группы, оказывающий сдерживающее влияние на динамику финансовых показателей и эффективность ее операционной деятельности. Размер совокупного долга компании на конец 2010 года в абсолютном значении практически не изменился по сравнению с 2009 годом и, по-прежнему, является значительным. Вместе с тем, существенно изменилась структура задолженности: большая часть долга представлена долгосрочными обязательствами (86% совокупного объема долга). При этом краткосрочная часть долга на 76% покрывается денежной позицией группы на 31 декабря 2010 года. Завершение реструктуризации задолженности перед банками-кредиторами (на общую сумму 39,3 млрд руб.) позитивно отразилось на ликвидности группы и позволило заметно увеличить срочность ее кредитного портфеля. Уровень долговой нагрузки на конец 2010 года с учетом структуры задолженности можно оценить как умеренно-высокий: показатель чистый долг/EBITDA составил 4,1, показатель чистый долг/выручка – 0,4. Также необходимо отметить, что в соответствии с внутренней финансовой политикой компании предполагается, что уровень показателя чистый долг/EBITDA не должен превышать текущей величины в краткосрочной перспективе и снижаться в среднесрочной.
Группа ГАЗ подписала договоры о сотрудничестве с такими партнерами как Volkswagen, General Motors, предполагающие контрактную сборку автомобилей на производственных площадках группы. Также планируется активное сотрудничество с зарубежными партнерами в сегментах спецтехники (Terex, Fritzmeier) и автокомпонентов (Bulten, Bosal), предполагающие использование производственных площадок и дилерской сети группы. Совместные проекты с зарубежными производителями позволят Компании модернизировать производственные мощности, улучшить конкурентные преимущества и, таким образом, обеспечить дополнительные возможности для развития бизнеса и дальнейшего усиления позиций группы ГАЗ в своих сегментах. Также планируется производство собственных перспективных автомобилей на новых мощностях.
Стратегия компании на кратко- и среднесрочную перспективу предполагает сохранение лидерских позиций в сегментах легкого коммерческого транспорта, грузовиков и автобусов. Группа ГАЗ планирует сфокусироваться на сохранении доли рынка в данных сегментах, а также на модернизации модельного ряда и улучшения качества продукции. Также, в числе приоритетных направлений развития в ближайшем будущем, как уже говорилось ранее, – сохранение эффективности бизнеса и снижение долговой нагрузки.
18.08.2011