12 декабря 1966 года с конвейера Ижевского автозавода сошел первый автомобиль – «Москвич-408».
Это событие связано с Дмитрием Федоровичем Устиновым, который в то время курировал оборонную промышленность СССР. Решением коллегии министерства оборонной промышленности выпуск автомобиля был намечен на 4 квартал 1966 года – для организации опытного производства отводилось всего полтора года.
Становление автопроизводства в Ижевске началось с так называемого «малого автозавода» – экспериментального предприятия, разместившегося на реконструированных площадях НИИ «Прогресс» (первые «Москвичи» собирались именно здесь). Для оснащения корпуса предприятия Перми, Днепропетровска, Ижевска и других городов страны изготовили около полутора тысяч единиц нестандартного оборудования.
Первенец серийного автомобилестроения Ижевска – «Москвич-408». До конца 1966 года было собрано 300 таких машин, а в мае 1967 года с конвейера сошел уже 1тыс.-й автомобиль; за первые три года произведено 4196 таких машин.
«Москвич-408» «обкатал» технологию для производства своего более успешного и перспективного наследника, «Москвича-412». Этот автомобиль отличался большим объемом двигателя, увеличенной скоростью (со 120 до 140 км/час) и более современным внешним видом, благодаря чему стал настоящим хитом Ижевского автозавода. Выпуск этой модели продолжался до 1999 года – и все это время «Москвич-412» пользовался популярностью. Всего же за 32 года было выпущено 2 317 493 таких машины – почти половина продукции завода, произведенной более чем за 45 лет.
10.01.2012