Группа ГАЗ, крупнейший автомобилестроительный холдинг России, по итогам 2011 года достигла роста продаж во всех сегментах и сохранила лидерство на отечественном рынке коммерческого транспорта.
По итогам 2011 года группа ГАЗ сохранила абсолютное лидерство в сегменте легких коммерческих автомобилей с долей более 50%, свыше 40% – в сегменте тяжелых полноприводных грузовиков и около 65% – в сегменте автобусов.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом общий объем продаж коммерческих автомобилей ГАЗ вырос на 26%, полноприводных большегрузных автомобилей «Урал» – на 10%, автобусов – на 22%. Особенно успешные продажи были в сегменте среднетоннажных коммерческих автомобилей ГАЗ – рост 40% , в сегменте автобусов большого класса – рост 65%, в сегменте экспортных продаж «Уралов» – рост 70%.
В 2011 году группа ГАЗ обновила модельный ряд коммерческого транспорта во всех ключевых сегментах. В прошлом году компания начала первое в России серийное производство городских автобусов экологического стандарта «Евро-5» и приняла участие в комплексном обновлении автобусного парка Москвы. Группа ГАЗ стала поставщиком оргкомитета Олимпийских игр «Сочи-2014» в категории «Автобусы»: компания представила новую разработку – автобус ГолАЗ «Вояж» на шасси Scania.
В 2011 году группа ГАЗ разработала новую линейку автомобилей ГАЗ и «Урал» для сельского хозяйства. Грузовики конструировались на основе тщательного изучения потребностей сельскохозяйственных предприятий и не имеют аналогов среди техники, выпускаемой в России.
Обновления коснулись и линейки двигателей группы ГАЗ. В 2011 году компания закончила строительство нового производства средних дизельных двигателей ЯМЗ-530 экологического стандарта «Евро-4». Это единственный завод по производству дизельных двигателей, построенный в России за последние 35 лет.
В минувшем году техника группы ГАЗ завоевала престижные награды профессиональных выставок и конкурсов: так, автомобиль «Газель-Бизнес», новый автобус ПАЗ «Вектор» и троллейбус ЛиАЗ стали победителями конкурса «Лучший коммерческий автотранспорт года в России».
2011 год стал также периодом активного сотрудничества группы ГАЗ с ведущими мировыми автопроизводителями. Компания заключила соглашения о сотрудничестве с лидерами мирового автопрома – General Motors, Volkswagen и Daimler. Совместные проекты с иностранными компаниями означают модернизацию производственных мощностей предприятий группы ГАЗ, дополнительное обучение персонала и развитие компетенций, которые будут применены для обновления собственного модельного ряда группы ГАЗ.
Президент группы ГАЗ Бу Андерссон: «2011 год стал важным этапом в развитии компании. Мы обновили модельный ряд, реализовали ряд перспективных проектов, аналогов которым нет в российском автопроме, и организовали сотрудничество с лидерами мировой автоиндустрии. Главный движущий фактор успеха компании – это высокий профессионализм наших сотрудников, благодаря которому группа ГАЗ продолжает удерживать абсолютное лидерство на рынке и сохраняет приверженность покупателей маркам ГАЗ, “Урал”, ПАЗ, ЛиАЗ, ЯМЗ и другим известным брендам наших предприятий».
Реализация продукции «Группы ГАЗ» по основным бизнес-сегментам
(шт., продажи конечным потребителям и внутригрупповая реализация)
|
Продукция
|
2010 год
|
2011 год
|
РФ 2011 год к 2010 году
|
СНГ и ДЗ 2011 год к 2010 году
|
2011 год к 2010 году
| |
|
|
РФ
|
СНГ и ДЗ
|
Итого
|
РФ
|
СНГ и ДЗ
|
Итого
|
Легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили «ГАЗ»
|
71 030
|
10 800
|
81 830
|
90 500
|
12 200
|
102 700
|
27%
|
13%
|
26%
|
Легкие коммерческие автомобили
|
61 230
|
8 700
|
69 930
|
76 000
|
10 000
|
86 000
|
24%
|
15%
|
23%
|
Среднетоннажные автомобили
|
9 800
|
2 100
|
11 900
|
14 500
|
2 200
|
16 700
|
48%
|
5%
|
40%
|
Полноприводные большегрузные автомобили «Урал»
|
10 015
|
654
|
10669
|
10 621
|
1 110
|
11731
|
6%
|
70%
|
10%
|
Автобусы
|
9 551
|
1 260
|
10811
|
11 607
|
1 591
|
13198
|
22%
|
26%
|
22%
|
Малого класса
|
6 380
|
876
|
7256
|
7 077
|
913
|
7990
|
11%
|
4%
|
10%
|
Среднего класса
|
1 724
|
333
|
2057
|
2 163
|
576
|
2739
|
25%
|
73%
|
33%
|
Большого, особо большого классов и дальнего следования
|
1 447
|
51
|
1498
|
2 367
|
102
|
2469
|
64%
|
100%
|
65%
|
Строительно-дорожная техника
|
1383
|
381
|
1764
|
1689
|
345
|
2034
|
22%
|
-9%
|
15%
|
Силовые агрегаты
|
98 440
|
17 394
|
115834
|
93 445
|
24 379
|
117824
|
-5%
|
40%
|
2%
|
Дизельные двигатели ЯМЗ
|
23 124
|
16 853
|
39977
|
25 353
|
24 215
|
49568
|
10%
|
44%
|
24%
|
Бензиновые двигатели УМЗ
|
75 316
|
541
|
75857
|
68 092
|
164
|
68256
|
-10%
|
-70%
|
-10%
|
Топливная аппаратура
|
39 259
|
8 251
|
47 510
|
44 449
|
9 480
|
53 929
|
13%
|
15%
|
14%
|
Легкие коммерческие автомобили
Рост продаж коммерческих автомобилей марки ГАЗ связан, прежде всего, с модернизацией модельного ряда, проведенной в 2010 и 2011 годах. Компания активно развивала семейство «Газель-Бизнес», на которое в прошлом году пришлось практически 100% продаж LCV марки ГАЗ в России и 75% в странах СНГ. За год с начала общероссийских продаж LCV с дизельным двигателем ГАЗ занял 27% рынка дизельных легких коммерческих автомобилей.
Существенно увеличилась реализация и по отдельным продуктам: продажи автомобиля «Валдай» с двигателем Cummins ISF 3,8 выросли более чем вдвое – на 125%, продажи автомобилей «Соболь» 4х4 – на 70%, продажи спецтехники на базе моделей ГАЗ – на 60%.
Усилия ГАЗа в 2011 году по обновлению модельного ряда были сосредоточены на двух направлениях: повышение надежности и ресурса автомобилей и улучшение комфорта водителя и пассажиров. Помимо модернизации уже выпускаемой техники, компания занималась и разработкой перспективных автомобилей: в прошлом году велась разработка нового поколения легких коммерческих автомобилей «Газель-Next» и новой линейки сельскохозяйственных среднетоннажных грузовиков «Ермак», производство которых начнется в 2013 году.
Грузовые автомобили
Рост продаж полноприводных автомобилей «Урал» в 2011 году составил 10%, при этом рост экспорта достиг 70% в основном за счет военных поставок через «Рособоронэкспорт», а также увеличением объема продаж в Казахстан и Туркмению.
В прошлом году автозавод «Урал» группы ГАЗ начал производство нового полноприводного большегрузного автомобиля «Урал-6370» с колесной формулой 6х6 полной массой 33,5 т, а также полноприводного автомобиля на базе серийного выпускаемого длиннобазного шасси «Урал-4320-1912-40» с колесной формулой 6х6 полной массой до 22,5 т. Кабины новых моделей выпускаются в бескапотном варианте, что обеспечивает улучшение условий труда водителя и расширяет возможности монтажа спецтехники.
В 2011 году автозавод «Урал» также представил новую линейку сельскохозяйственных автомобилей в соответствии с запросами предприятий агропромышленного комплекса. Еще одна принципиально новая разработка предприятия – это автомобиль военного назначения нового поколения с усиленной защитой экипажа и груза от пуль стрелкового оружия и с противоминной защитой. Новинка получила высокую оценку министерства обороны РФ.
Автобусы
В 2011 году группа ГАЗ в рамках программы обновления системы пассажироперевозок Москвы поставила в столицу крупную партию автобусов: 2070 низкопольных автобусов ЛиАЗ экологических стандартов «Евро-4» и «Евро-5» на общую сумму около 17 миллиардов рублей. Автобусы изготовлены в специальной комплектации для Москвы, оснащены двигателями Man, мостами и автоматической коробкой передач ZF, оборудованы аппарелями, специальными местами для инвалидов-колясочников и кнопками вызова водителя, видеорегистраторами, системой ГЛОНАСС.
В рамках выполнения заказа компания запустила первое в России серийное производство автобусов «Евро-5» и EEV («Евро-5+»),которое продолжится и в этом году в соответствии с потребностями крупных городов России.
В 2011 году группа ГАЗ продолжила развитие нового семейства автобусов ПАЗ-3204, выпустив новую модель ПАЗ «Вектор» с улучшенным экстерьером и интерьером.
Под выпуск новых автобусов проведена реорганизация и модернизация заготовительного производства с введением в эксплуатацию нового высокотехнологического оборудования на Павловском и Ликинском автобусных заводах.
Силовые агрегаты
Рост объемов продаж двигателей ЯМЗ группы ГАЗ связан с увеличением заказов со стороны основных потребителей продукции предприятия, таких как автомобильный завод «Урал» группы ГАЗ и Минский автомобильный завод (МАЗ).
Рост продаж дизельных двигателей и возрастающий спрос на автомобили марки ГАЗ с дизельными двигателями объясняют в свою очередь снижение объемов реализации бензиновых двигателей УМЗ.
В 2011 году группа ГАЗ завершила беспрецедентный для российского автопрома проект по созданию нового производства современных дизельных двигателей. Компания построила новую производственную площадку по выпуску средних рядных двигателей семейства ЯМЗ-530 экологического стандарта «Евро-4». Это первое за последние 35 лет и самое современное в России производство отечественных дизельных двигателей нового поколения. В прошлом году разработано более десятка модификаций 4- и 6-цилиндровых двигателей ЯМЗ-530 для перспективных образцов продукции МАЗ, «Урал», ПАЗ, ЛиАЗ, ГАЗ, военной техники и др.
Также был разработан двигатель УМЗ-4216 экологического стандарта «Евро-4», предназначенный для установки на модернизированные автомобили марки ГАЗ, изготовлена партия таких двигателей для дорожных испытаний.
Автокомпоненты
В минувшем году группа ГАЗ сохранила сильные позиции на автокомпонентном рынке: компания входит в тройку крупнейших отечественных производителей с долей не менее 10% во всех ключевых сегментах (мосты, подвески, детали штамповки, чугунное литье, продукция кузнечного производства, колеса и рессоры). Выручка автокомпонентного бизнеса группы ГАЗ за год выросла на 34%.
В 2011 году группа ГАЗ и компания Bosal, один из ведущих мировых производителей систем выпуска отработанных газов (СВОГ), подписали соглашение о создании совместного предприятия на мощностях Горьковского автозавода. Продукцию СП планируется использовать при выпуске автомобилей «Газель-Бизнес» и при контрактной сборке на ГАЗе автомобилей иностранных брендов. Также было достигнуто соглашение о создании совместного производства со шведским производителем деталей крепежа Bulten. СП будет заниматься разработкой и производством деталей крепежа для автомобильной промышленности России и СНГ, а также для потребителей из других отраслей
Компания в минувшем году подтвердила свои компетенции в качестве одного из основных поставщиков автокомпонентной отрасли России и стран СНГ. Все новые продукты группы ГАЗ были поддержаны обновленной номенклатурой автокомпонентов.
Помимо этого ГАЗ увеличил на 27% объем реализации автокомпонентов сторонним заказчикам – с 4,07 млрд руб. в 2010 году до 5,18 млрд руб. в 2011 году. В прошлом году были завершены проекты по поставке продукции мировым производителям автокомпонентов, локализовавшимся в России. Так, расширилась линейка продуктов, выпускаемых для Knorr-Bremse (производитель тормозных систем и компонентов двигателей для грузового и коммерческого транспорта): объем продаж продукции по этому направлению увеличился в 2011 году более чем в 3,5 раза.
Группа ГАЗ также продолжила расширение ассортимента выпускаемой продукции, увеличивая продажи не только предприятиям автопрома, но и заказчикам из других отраслей промышленности.
Строительно-дорожная техника
В 2011 году группа ГАЗ подписала меморандум о взаимопонимании с многоотраслевым мировым производителем строительной техники и оборудования, компанией Terex Corporation, о создании совместного предприятия по производству строительно-дорожной техники в России. Совместное предприятие будет заниматься производством, продвижением и реализацией отдельных видов строительно-дорожной техники Terex и всей строительно-дорожной техники группы ГАЗ в России. Совместное предприятие обеспечит доступ к соответствующим технологиям и ноу-хау, что позволит модернизировать существующий продуктовый портфель спецтехники.