Объем оптовых продаж легковых автомобилей вырос по итогам января-марта 2012 года на 22,1% по отношению к первому кварталу 2011 года и составил 643,3 тыс. единиц. Сравнение структуры рынка легковых автомобилей по их происхождению в январе-марте 2012 и 2011 годов позволяет выявить произошедшие за год изменения.
Продажи отечественных автомобилей снизились на 5 тыс. машин до 133,8 тыс. ед., а их рыночная доля сократилась с 26,3% до 20,8%. Продажи иномарок российской сборки выросли с 202,0 тыс. ед. до 293,4 тыс. ед. при расширении их доли с 38,3% до 45,6%. Этот сегмент, в основном, и определил общий рост рынка. Совокупная доля продаж легковых автомобилей, собранных в России (отечественных и иномарок), несколько увеличилась, составив 66,4% рынка против 64,6% в январе-марте 2011 года.
Продажи импортированных новых иномарок увеличились на 15,7% до 214,1 тыс. ед., но их доля на рынке сократилась, в пользу «российских иномарок», на 1,8 пункта до 33,3%. Ввоз подержанных легковых автомобилей корпоративными импортерами, в отличие от секторов грузовых автомобилей и автобусов, уже не играет сколько-нибудь заметной роли на рынке. На подержанный импорт, как и годом ранее, пришлось всего лишь 0,3% продаж легковых автомобилей. Однако мы продолжаем учитывать этот сегмент в общей структуре рынка, поскольку нельзя исключать перелома тренда во втором полугодии в результате либерализации импорта старых машин после присоединения России к ВТО. (Хотя возможно и иное развитие событий в случае введения утилизационного сбора по предложению минпромторга).
По отношению к результатам января-марта 2008 года, продажи легковых автомобилей за первые три месяца 2012 года снизились на 8,5%. Это – наиболее благополучный показатель среди всех трех секторов автомобильного рынка.
Важным показателем, имеющим косвенное отношение к внутреннему рынку, является рост экспорта легковых автомобилей, объем которого в январе-марте 2012 года увеличился на 45,6% до 14 988 единиц. При этом, если в 2011 году «российские иномарки» составляли всего 7,5% общего объема экспорта, то в этом году на их долю пришлось уже 38,2% физического объема и 50,5% таможенной стоимости экспорта легковых автомобилей.
Для справки:
1. По данным Ассоциации европейского бизнеса, совокупные розничные продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе-марте 2012 года составили 614,3 тыс. ед., с ростом на 19% в годовом исчислении.
2. По данным ФТС, импорт подержанных легковых автомобилей физическими лицами, не учитываемый во внешнеторговой статистике и не принимаемый в расчет рынка, составил в январе-марте 2012 года 27,2 тыс. ед. против 24,1 тыс. ед. годом ранее.
05.05.2012