Автобусный рынок в рассматриваемом периоде характеризовался значительно более высоким темпом восстановления, чем автомобильный рынок в целом. По сравнению с первыми семью месяцами 2011 года, продажи автобусов выросли на 30,8% и составили 38 076 единиц. В структуре рынка по классам автобусов продолжался сдвиг в сторону автобусов особо малого класса (микроавтобусов), доля которых увеличилась до 59,4% от 55,6% в январе-июле 2011 года.
Абсолютный рост продаж отмечен во всех сегментах рынка автобусов по происхождению машин, кроме сегмента иномарок российской сборки, в котором впервые отмечен спад продаж. Наиболее динамично рос сегмент отечественных автобусов, продажи которых увеличились в полтора раза до 22 307 единиц, а их рыночная доля увеличилась на 7,5 пункта до 58,6%. Продажи «российских иномарок» упали на 8,4% до 4 798 автобусов, а их доля на рынке сократилась с 18,0% до 12,6%. Снижение объема продаж в этом сегменте было обусловлено сокращением отгрузок автобусов с предприятий группы Соллерс в ОЭЗ «Алабуга» с 1392 ед. до 31 ед. ввиду прекращения выпуска микроавтобусов Fiat Ducato и задержки освоения производства альтернативной модели Ford Transit. В то же время наращивание сборки микроавтобусов на базе фургонов Ford, Mercedes и Volkswagen малыми предприятиями нижегородской области «Нижегородец» и «Луидор», на совокупную долю которых пришелся 91% всех продаж в сегменте «российских иномарок» (против 58% годом ранее), не смогло компенсировать резкого сокращения отгрузок микроавтобусов из Елабуги. Тем не менее, благодаря существенному росту поставок на рынок отечественных моделей совокупная доля продаж произведенных в стране автобусов увеличилась с 69,1% до 71,2%.
В сегменте импортированных новых автобусов отмечен рост продаж на 15,3% до 8 248 машин, но рыночная доля этого сегмента сократилась на 2,9 пункта – с 24,6% до 21,7%. Подержанный импорт вырос в 1,5 раза до 2 723 автобусов при расширении доли этого сегмента на автобусном рынке на 0,8 пункта до 7,1%.
При наиболее высоком темпе роста продаж, наблюдаемом в автобусном секторе, отставание от объемов продаж автобусов за первые семь месяцев 2008 года сократилось до 8,4%. Это – самый благоприятный результат среди всех секторов российского автомобильного рынка. Однако, несмотря на динамичное восстановление рыночного сегмента отечественной автобусной продукции, продажи в этом сегменте все еще отстают на 32,5% от уровня января-июля 2008 года, когда на внутренний рынок было отгружено 33 045 отечественных автобусов.
07.09.2012