Ценители двухколесной техники - о своем увлечении, важности использования шлема и экипировки, и о том, почему их не понимают автомобилисты.
Они подшучивают друг над другом похлеще, чем автолюбители. Если ездишь на спортбайке – значит, выпендрежник и в седле сидишь, как креветка – попой кверху. Управляешь эндуро (класс техники, в основном, для езды по плохим дорогам) – эндураст. И так далее... Мотоциклисты. Особый класс участников дорожного движения, полная противоположность автомобилистам? ДЕНИС ТЮРКИН, пообщавшись с байкерами, убедился: проблемы кроются в головах, а не типах транспортного средства.
История
Пожалуй, новый виток увлечения мотоциклами в регионе-13 пришелся на начало 2000-х, когда группка саранских бизнесменов пересела на иностранные спортбайки. Ревущие, пулями пролетающие по городским улицам и на задние колеса встающие мотоциклы приковывали взгляды пешеходов и автомобилистов, а кого-то пугали до полусмерти. Постепенно парк мототехники прирастал именно иностранными экземплярами, и сейчас в Саранске практически не увидеть старый добрый ИЖ или «Урал».
Недавно в Саранске даже состоялась байкерская свадьба, на которой вместо кортежа из автомобилей молодоженов сопровождали 29 мотоциклов. Были и чопперы, и эндуро и спортбайки. Сплоченность любители двухколесной техники продемонстрировали и в конце июня, когда их товарищ (кстати, ярый сторонник езды по ПДД!) попал в тяжелую аварию на улице Полежаева. «Пацанская» «Приора» с номером «020» подрезала мотоциклиста, тот врезался во встречную полицейскую «газель», затем в другое авто… Виновник даже не думал останавливаться, сразу уехал с места происшествия. В итоге его нашли… парни на спортбайках, которые организовали патрулирование по всему Саранску. Владелец «Приоры» - 19-летний юнец – уже успел закрасить и отполировать царапины на машине, снять тонировку с передних стекол, нестандартный глушитель…
Но не всегда мотоциклисты бывают пушистыми. Тем более, не все. Также в конце июня на Лямбирском шоссе Саранска в объектив КРИС«П» попал неизвестный мотоциклист, мчащийся со скоростью 231 км/ч. Как они «летают» по другим улицам – пожалуй, видел каждый. Не редкость, когда байкеры, объезжая затор, пересекают сплошную и выезжают на встречную полосу. И этим они ничем не отличаются от… автомобилистов!
Елизаров
Представим слово самим байкерам. Не тем, что только вчера сели за мощный снаряд, чтобы покрасоваться перед барышнями. Настоящим, уважающим других участников дорожного движения. Вот, например, 41-летний Алексей Елизаров –саранский бизнесмен. Полюбил мототехнику еще в детстве. В прошлом году преодолел нелегкий путь почти в 14 тысяч километров до Сахалина. На мотоцикле. Даже на рабочем столе у него – модель легендарного мотоцикла «Сузуки Хаябуса», первого среди серийных, способных набрать скорость за 300 км/ч. Елизаров – один из самых уважаемых и опытных людей в саранской мототусовке.
«Любители двухколесной техники в своих предпочтениях делятся на множество подклассов, - объясняет бизнесмен. – Одних в шутку называют кафе-рейсерами. Они ездят только по городу по вечерам, чтобы прокатить девочек от кафе до кафе. Есть спортбайкеры, которые уважают скоростную технику. Есть те, что ездят на чопперах с вытянутыми ногами (чоппер - вид мотоцикла с удлиненной рамой и передней вилкой, поэтому посадка байкера специфична – «С»). В сельской местности распространены «колхозники» - водители древних советских мотоциклов, перевозящих картошку и сено. Другие покупают технику, чтобы выполнять на них разные трюки – ездить на одном колесе, не держась за руль, прыгать и т.п. Я принадлежу к числу «эндурастов», то есть тех, кто управляет мотоциклами-эндуро. Одни любят путешествовать, другие передвигаться только по городу... А есть еще и скутеристы. Их тоже несколько видов! Сюда входят и подростки. Иногда кажется, что родители покупают нелюбимым детям скутеры, чтоб те на них убились! Есть пенсионеры. Им только на рыбалку бы доехать, или до гаража. Отдельные люди приобретают мото, чтобы повыпендриваться. Поездят сезон, упадут несколько раз, промокнут под дождем, поймут, что это не их направление, и продадут технику. Хотя большинство пересаживаются на мотоциклы для души».
Алексей не принадлежит к ночным байкерам на спортивных мотоциклах, что любят пореветь глушителями и покрутить «пятаки» на асфальте. Дабы не пустить нарушителей тишины в такие места, на подъездах к Ледовому дворцу, стадиону «Старт» и ушаковскому собору стражи дорог установили знаки «Движение механических транспортных средств запрещено» и «Движение мотоциклов запрещено». «Такие знаки – от лукавого, – уверен Алексей Елизаров. – Ничто не мешает мотоциклисту спешится, а, значит, стать пешеходом, и провести своего двухколесного друга за ручки. Проблемы нужно решать не знаками, проблемы находятся в головах! Сложности вообще с людьми возникли с развалом Советского Союза. Одна идеология ушла, а другая ей взамен не пришла. Соответственно, школа людей не воспитывает, партия и комсомол – тоже. Эти функции несет только семья. Какое воспитание – так человек себя и ведет. Не важно, на мотоцикле он, на машине, пешком ли, во дворе, в кинотеатре... Человек не может сесть на мотоцикл и стать хорошим, или плохим. Нарушения ПДД – проблема всего общества».
Удивительно, но у Алексея нет никаких претензий к автомобилистам. Возможно, просто потому, что он сам часто пересаживается на личную машину. «Я не делю водителей на одних и других, дураков хватает везде! – говорит он. - Мотоциклисты, накатавшие солидный опыт, приходят к пониманию, что ездить нужно так, будто тебя хотят убить. Они не сигналят другим участникам движения, не нервничают впустую… Почему некоторые автомобилисты недолюбливают байкеров? Не могут предугадать маневры мотоциклов, так как их очень мало в общем потоке. Недавно был в Иране, так там любое свободное пространство занято двухколесной техникой. Поэтому водители машин всегда в тонусе! Я давно научился предугадывать маневры автомобилей, просчитывать ситуацию на два-три шага вперед. Понимаю, ЧТО и ГДЕ меня может подстерегать. Проблема вот в чем. Касание двух авто приводит к царапине на кузове, вмятине, ну и прочей неурядице, что устраняется с помощью денег. А вот касание мотоциклиста с машиной в 90% случаев приводит к падению. Падение, в свою очередь, чревато травмами. Если человек был без экипировки и головы (так мы называем шлем) – то и смертью...»
Раньше Алексей ездил на спортбайке, но затем пересел на туристический мотоцикл. И дело не только в увлечении туризмом... «Спортбайк провоцирует, - уверен бизнесмен. - Вот этот факт, что вас задел – езда со скоростью 231 км/ч по Лямбирскому шоссе – и есть провокация. Мотоциклист хотел узнать, на что способен. Очевидно, что он специально проехал мимо радара очень быстро. Не считаю этот факт каким-то негативным проявлением. Вот если бы мотоциклист ехал с такой скоростью по Коммунистической, я назвал бы его дураком, самоубийцей или террористом. Я еще удивляюсь, почему такая низкая скорость была зафиксирована. С начала 2000-х на всех серийных мотоциклах устанавливается электронный ограничитель скорости на уровне 299 км/ч. На спортбайке я в свое время тоже разгонялся на Лямбирском шоссе. Только у меня спидометр показал 310 км/ч. Почему именно на Лямбирском? Это единственное место в городе, где ты никому не помешаешь. Там же нет ни пешеходных переходов, ни съездов. Сделаю парадоксальный вывод из вышесказанного, но делать так – ездить с сумасшедшей скоростью - нельзя! Повторюсь, тот случай – единичная провокация… И я не оправдываю ночные покатушки, когда мотоциклисты ездят, мешая людям спать. Считаю, что в Мордовии ничего не изменится, пока в ГАИ не появится свое подразделение мотоциклистов, как в крупных городах».
Также большой проблемой для стражей дорог является незарегистрированная техника. По словам Елизарова, это не только способ уйти от наказания, но и возможность не платить транспортный налог. В Мордовии он составляет почти 29 рублей за лошадиную силу при мощности двигателя свыше 35 л.с. (владельцы легковушек с двигателями от 100 до 150 л.с. платят за одну «лошадку» на семь рублей меньше). Любой японский мотоцикл кубатурой свыше одного литра имеет мощность двигателя более 100 л.с. «Люди используют мото полгода максимум, поэтому и не хотят регистрироваться, - говорит Алексей. - К тому же в России очень много угнанных мотоциклов. Привозят их, как правило, из Италии, не оплачивая таможенные пошлины… Какая тут регистрация?!»
Шлягин
Еще один любитель двухколесной техники - 30-летний Евгений Шлягин – также в регионе-13 занимается собственным бизнесом (как вы поняли, владение мотоциклом несет в себе серьезные траты, которые могут позволить не все слои населения). У Евгения помимо хетчбэка «Форд-Фьюжн» есть зарегистрированная в ГАИ малокубатурная «Хонда», больше похожая на скутер. Он старается соблюдать ПДД и всегда ездит не больше 100 км/ч. Стоит ли говорить, что настоящие мотоциклисты носят шлем и используют экипировку?
«Главная проблема некоторых мотоциклистов, как правило, юных и начинающих, горячих парней – они смотрят на дорожное движение только глазами владельца двухколесной техники, - считает саранский бизнесмен. – У таких, обычно, нет автомобиля, поэтому они не могут посмотреть на свои действия со стороны и не понимают, КЕМ являются для водителей машин. Автомобилисты, в свою очередь, редко смотрят в правое зеркало заднего вида, когда едут по правой же полосе. Они даже представить не могут, что в 30-сантиметровый зазор между машиной и бордюром поместится двухколесное чудо (в том числе и велосипед!). Еще автомобилисты нас не видят! Они привыкли к большим габаритам авто, поэтому взгляд, можно сказать, не фокусируется на чем-то меньшем. Обращаюсь к водителям: всегда думайте, что в потоке есть мотоциклист!»
Главное фото называется скутер дтп (3) в текущей. К ней будет подпись из двух предложений. Обязательно поставь фото двух мотоциклистов: moto_enduro_elizarov (7) и евгений шлягин (эту можешь портретную).
Цифры
18259 мотоциклов зарегистрированы в ГАИ Мордовии по данным на 19 июля. 3992 из них – в Саранске. По словам сотрудников ведомства, на дорогах региона ездит в два раза больше незарегистрированной техники.
29 аварий по вине владельцев личных мотоциклов (без учета скутеров!) произошли в республике с января по июнь включительно. В них погибли пять человек и 32 получили травмы. За аналогичный период 2012 года число аварий равнялось 24, количество жертв было аналогичным, а раненых – на пять человек меньше. Данные пресс-службы УГАИ МВД по РМ.
1,7 ДТП приходится на тысячу зарегистрированных в Мордовии автобусов, легковушек и грузовиков вместе взятых. У мотоциклов (официально зарегистрированных, не включая скутеры!) этот показатель равняется 1,6.
24.07.2013