В ноябре развернулась мощная кампания солидарности с профсоюзом завода «Антолин» под Санкт-Петербургом, где осенью прошли две забастовки. Администрация предприятия, принадлежащего испанской Grupo Antolin вызвала на завод полицию, которая действовала на стороне работодателя, фактически исполняя роль штрейкбрехеров. Несколько активистов из группы поддержки были задержаны, а 20 членов профсоюза незаконно уволены. Но избавиться от профсоюза оказалось не так-то просто…
Обещали вернуться и вернулись
Активисты были уволены 5 ноября, а уже 18 ноября 19 из них вновь вышли на работу. Такое молниеносное восстановление уволенных (нередко на это уходит несколько месяцев) стало возможным благодаря широчайшему резонансу, который история забастовок на «Антолин» получила в обществе. Десятки российских и иностранных СМИ публиковали репортажи о забастовке и последующих событиях, сотни левых и профсоюзных активистов во многих городах проводили пикеты, требуя прекратить произвол на «Антолин». Ситуацию комментировали даже источники в Белом доме .
Грубое вмешательство силовиков в мирный трудовой спор (для подавления забастовки на «Антолин» были вызваны несколько автозаков ОМОНа и даже полицейский вертолет) нанесло серьезный урон репутации властей. В итоге госструктуры стали действовать не совсем так, как хотелось бы руководству «Антолин».
7 ноября в поддержку уволенных забастовщиков высказался уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Сергей Шабанов. 11-го о незаконности локаута (массового увольнения участников стачки) заявила Гострудинспекция, представитель которой еще недавно сам стращал бастующих увольнениями. Наконец, 14 числа Всеволожская прокуратура вынесла предписание о восстановлении большинства уволенных.
Пока не вернулся на свое рабочее место лишь председатель профкома Константин Ведерников. Уведомление о сокращении он получил еще в сентябре, якобы, в связи с реорганизацией ночной смены. Однако, несмотря на наличие подходящих вакансий, Ведерникову они предложены не были. МПРА рассматривает увольнение Ведерникова как месть работодателя профсоюзному лидеру за активную профсоюзную деятельность и будет добиваться его восстановления через суд.
В самом факте отмены приказов антолиновского начальства нет ничего удивительного. Гендиректор Бабасин и менеджер по персоналу Ойченко явно не «заморачивались» поиском законных оснований для своих действий. Участников забастовки уволили… «по собственному желанию», которого никто из них, разумеется, не изъявлял. Удивляет скорость реакции обычно неповоротливых госчиновников. Огласка и солидарность – лучшие средства заставить вращаться винтики и колесики бюрократической машины.
Солидарность: от Красноярска до Калининграда, от Москвы до Мадрида
Восстановление 19-ти профсоюзных активистов лишь подхлестнуло кампанию солидарности, охватившую многие города России и вскоре перешагнувшую через ее границы. Несмотря на то, что забастовки в современной России – явление еще редкое (а может быть – благодаря этому) вести о происходящем на «Антолине» вызвали сочувственный отклик по всей стране. Акции солидарности с антолиновцами прошли в Москве, Петербурге, Барнауле, Екатеринбурге, Калиниграде (где протест был организован профсоюзом «Трудовые бригады», который добивается восстановления своих активистов на заводе «Автотор»), Калуге, Красноярске, Мурманске, Новосибирске и Тихвине. В Нижнем Новгороде активисты движения «Автономное действие» начали кампанию по организации рабочих местного филиала «Антолин». В ряде городов пикетчики вышли к дилерским центрам «Фольксваген», «Форд» и «Хендэ», требуя, чтобы автоконцерны оказали воздействие на своего поставщика. В результате отдел по работе с поставщиками «Фольксваген» в Германии начал расследование ситуации на питерском предприятии.
В Москве и Питере пикетировали диппредставительства Испании. Отвечая на обращение Конфедерации труда России, посол Испании в РФ Х.-И. Карбахаль сообщил, что информация о происходящем на питерском заводе будет передана вице-президенту Grupo Antolin в Испании.
Письма к боссам «Антолин» с требованием прекратить давление на членов МПРА и вернуться за стол переговоров прислали лидер крупнейшего профсоюза США – United Autoworkers Боб Кинг и испанский профсоюз MCA-UGT, объединяющий большинство работников «Антолин» на Пиренеях. Видеообращение в поддержку антолиновцев записала известная испанская рок-группа Nucleo Terco, вокалист которой – коммунист и антифашист Карлос Ривас недавно был арестован по фальшивым политическим обвинениям (в Испании не утихают забастовки и протесты, вызванные экономическим кризисом). В Москве солидарность с МПРА выразил другой известный музыкальный коллектив – группа «Аркадий Коц».
Большая порция критики досталась и полицейским-штрейкбрехерам. Например, активисты Российского социалистического движения в Питере украсили здание ГУ МВД обличительными табличками, демонстрирующими неприлично близкие отношения правоохранителей и крупного бизнеса.
Кульминацией протестов в России стал Марш солидарности, состоявшийся в Петербурге в день начала III Съезда МПРА – 23 ноября. В демонстрации приняло участие порядка 500 человек. Кроме активистов МПРА с «Антолина», «Форда», «Фольксвагена», «Автоваза», «Бентелера» и других автозаводов шествие поддержали члены профсоюза «НовоПроф» (в том числе трудящиеся-мигранты), докеры петербургского морского порта, рабочие ЛМЗ, «Икеа», «Студенческое действие», медицинские работники, а также все левые организации Петербурга: обе фракции «Автономного действия», Комитет за рабочий Интернационал, Левый Фронт, Международная марксистская тенденция, Межрегиональное объединение коммунистов с депутатом питерского ЗАКСа Ириной Комоловой, Российское социалистическое движение, РОТФронт. Впереди колонны демонстрантов несли чучело главы семьи «Антолин», которой принадлежит питерский завод, с плакатом, где по-испански и по-русски было написано: «Сеньор Антолин, вы едете на нашей шее. Не боитесь за свою безопасность?».
Борьба продолжается
Тем временем противостояние на самом заводе продолжается. Администрация не оставляет попыток развалить профсоюз и выдавить его активистов за ворота. С одной стороны работодатель продолжает давить на активистов, с другой - пытается задним числом доказать законность своих действий. Вернувшиеся на предприятие члены МПРА столкнулись с настоящим террором: их остававшиеся в шкафчиках личные вещи оказались расхищены, восстановленных работников ночной смены отказывались кормить в заводской столовой, не выдавали пропуска, предлагали деньги за добровольное увольнение и т.п. Нескольким людям вынесли выговоры, якобы, за нарушение техники безопасности во время второй забастовки – 4-5 ноября.
Большие надежды руководство «Антолин» возлагало на суд, куда оно обратилось с иском о признании незаконности первой стачки. Однако эти расчеты оправдались не в полной мере. 22 ноября Ленинградский областной суд отверг аргументы работодателя, утверждавшего, что коллективных переговоров на предприятии не было, а, соответственно, МПРА не имел права вступать в коллективный трудовой спор (КТС) и объявлять забастовку.
Суд признал, что на момент начала коллективных действий КТС на предприятии был. Однако, по мнению судьи, профсоюз нарушил формальную процедуру выдвижения требований (в процессе передачи были утеряны некоторые документы). Таким образом, забастовка все же не может быть признана законной.
Процедура объявления забастовки по российскому законодательству отличается крайней сложностью, что нередко приводит к признанию проведенных забастовок незаконными. В любом случае, решение областного суда не грозит никакими санкциями участникам акции, которая была завершена задолго до вынесения судебного решения.
Несмотря на все трудности, с которыми пришлось столкнуться работникам «Антолин», их борьба не проиграна. На предприятии удалось сохранить ядро активистов, прошедших воду, огонь и медные трубы. А это значит, что при поддержке коллектива временное поражение может превратиться в победу.
Подробнее:
http://mpra.info/profsoyuses/Antolin---profsoyuz---Sankt-Peterburg/Novosti/1567-Antolin-Eho-zabastovki