По данным Ассоциации европейских автопроизводителей (АСЕА), регистрации новых легковых автомобилей в Европе (ЕС + ЕАСТ) прибавили в ноябре 0,9% к показателю ноября 2012 года и составили 975 281 ед. Впервые после сентября 2011 года рост продаж легковых автомобилей отмечен на протяжении трех месяцев кряду. По итогам первых одиннадцати месяцев 2013 года темп спада продаж замедлился до -2,8% в годовом исчислении до 11 360 874 ед. (По итогам восьми, девяти и десяти месяцев темп спада составлял -5,2%, -4,0% и -3,1% соответственно). Применительно к региону Европейского Союза, продажи новых легковых автомобилей увеличились на 1,2% в ноябре и сократились на 2,7% с начала года.
В ноябре рост продаж отмечен только на двух из крупнейших европейских рынков – в Великобритании (+7,0%) и Испании (+15,1%). Спад продаж преобладал на остальных крупных рынках региона – Германии (-2,0%), Франции (-4,0%) и Италии (-4,5%). В совокупности, европейский рынок увеличился в ноябре на скромную величину 0,9% и по абсолютному объему продаж оказался на третьем снизу уровне ноябрьских продаж за весь период ведения статистики АСЕА с 2003 года.
За период с января по ноябрь, крупнейшие рынки Европы показали неоднообразные результаты, сходные с ситуацией в ноябре. Падение спроса на новые легковые автомобили отмечено на рынках Германии (-4,9%), Франции (-7,1%) и Италии (-7,7%), тогда как рост продаж имел место в Испании (+2,1%) и Великобритании (+9,9%). В итоге, число новых регистраций легковых автомобилей в Европе за первые одиннадцать месяцев года сократилось на 2,8%.
Безусловно, самым уверенно растущим рынком среди крупнейших рынков региона стала в этом году Великобритания. На протяжении всего 2013 года отмечалось, что драйвером этого рынка явился сектор розничных продаж частным покупателям: по итогам с начала года частные регистрации выросли на 15,4%. Позитивная динамика продаж легковых автомобилей в Испании обязана продолжающейся поддержке рынка утилизационной программой.
Разочаровывают ноябрьские результаты рынка Германии (-2,0%), хотя ассоциация VDA замечает, что при корректировке на количество рабочих дней в ноябре этого и прошлого годов итог месячных продаж показывает рост на 3%. VDA заявляет о продолжении постепенной стабилизации германского рынка. Ожидаемый спад продаж в этом году на 5% до 2,93 млн. легковых автомобилей (против 3,08 млн. в 2012 году) ассоциация объясняет тем, что улучшение конъюнктуры во втором полугодии не смогло перекрыть падения на 8% числа регистраций в Германии за первую половину 2013 года.
Согласно прогнозу VDA, депрессивный европейский рынок перейдет в фазу роста в 2014 году с ожидаемым результатом на уровне +2%. Между тем, рынок легковых автомобилей Западной Европы, проявивший в последние месяцы первые признаки роста, успел погрузиться на уровень начала 1990-х годов. Поэтому аналитики предупреждают, что рост рынка будет вести отсчет с низкой сравнительной базы, что экономика еврозоны показывает достаточно поверхностное восстановление от беспрецедентной рецессии и что потребительская уверенность по всему региону остается низкой.
Статья подготовлена специалистом ОАО «АСМ-холдинг» Ю. Кравцовым
(по материалам ACEA, WardsAuto, Anfavea, SIAM, Inovev, CAAM, just-auto.com, Automotive News, AN Europe)
20.12.2013