Около 60% бюджетных средств на содержание российских дорог расходуются неэффективно, говорится в аналитическом докладе центра «За безопасность российских дорог». Исследование «Эффективность расходования бюджетных средств на содержание дорог в центральных регионах Российской Федерации. Сезон 2010-2011» включает заключения по итогам тендеров, связанных с содержанием дорог, закупкой ПГМ и нанесением дорожной разметки. Основные негативные факторы: коррупция в органах местного самоуправления; завышенная стоимость; нецелесообразность использования ряда закупаемых материалов. Упоминается, в частности, представление прокуратуры СЗФО в адрес губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова по факту неэффективного использования бюджетных средств (статья «обеспечение безопасности дорожного движения»), и нарушения бюджетного законодательства. В докладе центра также приводится скандал в Волгоградской области: сотрудники прокуратуры обнаружили, что департамент дорожного хозяйства и транспорта области неверно заключил пять госконтрактов на содержание дорог регионального и межмуниципального значения в 2009–2010 годах. Выявление махинаций в республики Коми при формировании бюджета на 2011 год в части финансирования программы «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Коми (2011–2012 годы)». Самый свежий пример – аукцион в Москве на поставку новой противогололедной смеси из соли, мраморной крошки и формиата натрия стоимостью 2,5 млрд рублей. По мнению экспертов, стоимость этого лота не может превышать 1 млрд рублей, как это было в предыдущие годы. Так, цена за тонну поваренной соли составляет в среднем 3-4 тыс. рублей, мраморной крошки – около 1,5-2 тыс. рублей. Единственным дорогостоящим компонентом новой противогололедной смеси является формиат натрия. Его цена составляет около 18–20 тыс. рублей за тонну. Однако, согласно указанной в документации рецептуре, доля формиат натрия составляет не более 10-30% смеси, таким образом, стоимость смеси не более 7 тыс. рублей за тонну, а в документации стоит 18,6 тыс. руб. (завышение в два с половиной раза!). При этом, «необходимости в использования формиата натрия реально нет», – комментирует Юрий Орлов, ведущий научный сотрудник ФГУП НИИ Химических реактивов.
Руководитель МОЦ «За безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев: «Раскрытие фактов неэффективного расходования средств в Волгограде и Питере – распространенное явление для России. Обычно принято говорить о воровстве при строительстве и ремонте дорог. Исследование показывает, что коррупция и воровство чиновников затрагивают также и сферу обеспечения безопасности. В частности, речь идет о нарушениях при финансировании региональных программ «Повышение безопасности дорожного движения» и двусмысленных нестыковках при проведении аукционов по закупкам противогололедных реагентов в рамках №94-ФЗ».
15.09.2011